Как и почему весь мир боролся с волосами на женском теле
Красота

Как и почему весь мир боролся с волосами на женском теле

(Во всем виноваты древние греки.)
Reading time 2 minutes
Как все началось

По сведениям историков, египтяне удаляли абсолютно все волосы на теле и на голове (но носили парики) — посмотрите на древнеегипетские рисунки. Для удаления волос использовали пасту с мышьяком и негашеную известь. Более безопасным способом удаления волос была смесь из сахара и лимонного сока (примерно то, что сейчас называют пастой для шугаринга) — этот метод был придуман на Ближнем Востоке и практикуется там с древних времен. Если говорить об античной европейской культуре, то на территории Древней Греции и Римской империи отсутствие волос на теле свидетельствовало о высоком социальном статусе — статуи богинь, как правило, изображались без волос на теле, и женщины, желая повторить эту эстетику, удаляли волосы бритвами из меди или пинцетами из камней (звучит жутковато, да).

Начало ХХ века: первая женская бритва и агрессивная реклама

Позже на Западе перестали уделять волосам на женском теле так много внимания. До самого начала прошлого века женщина с бритыми ногами, если она не была танцовщицей или актрисой, воспринималась как нечто сенсационное. Женщинам тогда было все равно, есть ли у них волосы на ногах или под мышками, — эта ситуация хорошо отражена на фотографиях, рисунках и в кинематографе того периода. Предполагаем, такое положение дел связано с тем, что одежда тогда скрывала большую часть тела (кстати, волосы на лице все же предпочитали удалять).

Но все изменилось в 1915 году, когда Harper's Bazaar впервые опубликовал фотографию девушки с бритыми подмышками — рекламу пудры для депиляции. В том же году Gillette выпустили первую женскую бритву. Модель получила название Milady Décolleté, а ее запуск сопровождался агрессивной рекламной кампанией, которая предлагала женщинам удалять волосы из соображений гигиены и желания соответствовать моде (реклама средств и девайсов для депиляции и сейчас остается очень резкой). В то же время в моду как раз вошли платья без рукавов, поэтому бритые подмышки стали новой «необходимостью» — как подчеркивала реклама. «Ваши подмышки должны быть такими же гладкими, как и лицо», — требовали модные журналы.

К 1940-м годам удаление волос на ногах стало новым стандартом: Вторая мировая война вызвала огромный дефицит нейлона и, как следствие, чулок — женщины все чаще появлялись в обществе с голыми ногами, и компании по продаже средств для удаления волос этим воспользовались. А мода на бикини, случившаяся вскоре после окончания войны, привела к тому, что женщины стали удалять и лобковые волосы — но не все, а только линию за пределами трусов (позже эта область получила название «зона бикини»).

 

90-е: бразильские сестры, благодаря которым волосы в зоне бикини теперь удаляет весь мир

Бразильская эпиляция подразумевает полное удаление растительности в паховой области, но по желанию вы можете оставить часть волос — например, в форме полоски, бабочки или первой буквы имени  вашего партнера (да, и такое есть). Родина этой процедуры — Нью-Йорк, откуда тренд на безволосую зону бикини разошелся по всему миру.

 

 

Придумали ее сестры Падилья, эмигрантки из маленького бразильского городка. Их салон J Sisters (имя каждой из семи сестер начинается на J) первым в городе начал предлагать женщинам полную эпиляцию зоны бикини при помощи воска.

Как это было: Жонисе Падилья, владелица успешного салонного бизнеса на родине, в 1982 году отправилась в Нью-Йорк, где заново начала карьеру в ногтевом сервисе. Уже в начале 90-х в их первый нью-йоркский салон на 57-й улице между 5-й и 6-й авеню была полная запись: прославился J Sisters уже не маникюрными услугами, а новой процедурой — глубокой эпиляцией зоны бикини. До этого волосы было принято удалять только по линии белья, а полностью «безволосыми» ходили только работницы секс-индустрии и порноактрисы.

Бразильская эпиляция становилась все более популярной — в 1998 году о салоне сестер Падилья написали New York Times. Среди его клиенток были такие знаменитости, как Гвинет Пэлтроу и Наоми Кэмпбелл. И даже Кэрри Брэдшоу — героиня «Секса в большом городе»,  главного сериала конца 90-х и нулевых, — сделала себе бразильскую эпиляцию. Сегодня J Sisters продолжает пользоваться популярностью у знаменитостей и it-girls и приносит своим основательницам до $6 миллионов в год.

Наши дни: волосы на теле больше не стигматизируют

Когда в 1970-х годах феминизм укрепил свои позиции, одной из проблем, которые он рассматривал, стала стигматизация волос на женском теле. Долгое время удаление волос на ногах, под мышками и в зоне бикини считалось нормой гигиены (на самом деле, их наличие сейчас не имеет никакого отношения ни к гигиене, ни к охране здоровья), а культура депиляции строилась вокруг тезиса, что женщина с волосами непривлекательная и даже нездоровая: например, умеренное количество волос на бедрах или единичные волоски на груди на самом деле являются нормой, а не оволосением по мужскому типу.

В 2015 году команда «Пятидесяти оттенков серого» удивила зрителей нетронутостью волосяного покрова у исполнительницы главной роли Дакоты Джонсон. Как выяснилось позже, волосы на лобке героини — специальная накладка, созданная, чтобы подчеркнуть независимость и невинность Анастейши Стил. Удивительно, почему вообще людей так волнует наличие или отсутствие волос на теле киногероини и вообще постороннего человека.

За последние  годы многие знаменитости заявили о «возвращении к естественности». Например, Гвинет Пэлтроу, в прошлом одна из постоянных клиенток J Sisters, теперь считает, что волосы на лобке — супер, а ее подруга Кэмерон Диаз в своей книге The Body Book  уделила лобковым волосам целую главу под названием In Praise of Pubes, называя растительность на лобке «прекрасным занавесом». Эмма Уотсон, актриса и ролевая модель многих девушек, признается в любви к маслу для лобковых волос — кажется, спрос на бразильскую эпиляцию в ближайшие годы будет падать.

Что происходит с модой на лобковые волосы сейчас, вообще пока не очень понятно. Исследования JAMA Dermatology 2016 года сообщают, что 84 % американских женщин — участниц опроса частично удаляют волосы в зоне бикини, а 62 % респонденток удаляют их полностью. Но о моде на естественную растительность уже не первый год пишет западный глянец, а нетронутые (или почти нетронутые) волосы в зоне бикини у модели в рекламе нижнего белья уже не такая редкость, как раньше.  В пользу лобковых волос говорит и гигиена: например, одно исследование связало бритье волос с увеличением инфекций, передаваемых половым путем.

Сейчас можно говорить о том, что в целом порицания на тему волос на женском теле (по крайней мере в Европе и Америке) в обществе стало меньше — девушки красят волосы под мышками в разные цвета и делятся результатами в социальных сетях, а Рианна без стеснения выкладывает в инстаграм фотографию с волосами на ногах, чем вдохновляет своих поклонниц отказаться от бритвы. Вспомните появление Джулии Робертс с волосами под мышками на красной дорожке в 1999 году — сколько шума было тогда, и до сих пор таблоиды включают ее выход в подборки вроде «актрисы, которые забыли побриться». Сейчас Мадонна, Майли Сайрус и Джиджи Хадид с естественной растительностью на теле уже никого не удивляют.

На фото: Софи Лорен

Удалять ли волосы на теле лично вам — решайте сами. Но помните, что тело каждого человека — его личное дело, и не осуждайте людей, которые по тем или иным причинам решили отказаться от удаления волос. 

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ