Чтение

Скриптонит: «Я не вижу в Oxxxymiron высокоинтеллектуального человека»

Ксения Собчак: «На волне общего хайпа я решила поговорить с рэп-исполнителем, чьи треки штурмуют вершины iTunes. Скриптонит был умен, необкурен, высказывал более чем радикальные суждения, но в целом произвел впечатление умного, интеллигентного и очень талантливого парня. Я жалела только об одном — что не было видеокамеры заснять беседу».

Ксения Собчак: С чем связан такой ажиотаж вокруг рэпа? Почему это вдруг стало таким глобальным хайпом?
Скриптонит: Ну это же мемчик такой, все в мемчик превратилось. Появилась пара фигур интересных, они зацепили поколение. Из этого поколения появилась еще пара фигур. Наконец возникли в этой музыке герои интересные. Стало модненько, все залезли в эту одну будку, тесную. Наверное, сейчас все лопнет просто. В России всегда так: появляется что-то веселое, новое, интересное, в это начинают лезть абсолютно все, и через годик-два уже ничего не остается. Все кому не лень уже залезли, и я не знаю, кто еще не пытался делать рэп или не звал к себе рэперов, не раскачивал эту тему.

Ты стоишь у истоков новой волны русскоязычного рэпа. Ты один из первых, кто это все начинал, кто прославился. Тебе это разве не на руку?
Мне кажется, что те вещи, которые были на руку, они и так были бы мне на руку. Я не считаю себя мемом-музыкантом или музыкантом детей до восемнадцати лет. А сейчас же это ушло в школы. Все орут что-то, куча растатуированных мальчиков появилась. Мы, конечно, сами тоже не особо чистые, но все равно люди делают с собой что попало. Ладно, они живут так в больших городах, находят, как им жить. Но на них смотрят дети, которые живут на периферии, в другой реальности, и пытаются это применить к своей жизни.

А ты видишь свою миссию в том, чтобы воспитать подрастающее поколение?
Нет, я вообще боюсь воспитательных движений. Слова «миссия» боюсь, всего такого. Я хочу говорить о своих проблемах. Понятны они или нет, свое выразить, но я не проповедник и не воспитатель.

А что для тебя важно сказать?
Мне просто музыка важна. Сказать — уже второстепенное. В первую очередь я хочу делать красивую музыку.

А по смыслу что важно?
Так получилось, что жанр, который мне нравится, он такой вот — максимально наполненный смыслом. Но что мне рассказывать? Я рассказываю о том, что знаю, что видел в своей жизни. О каких-то обидах, о радостях. Есть бахвальные песни у многих рэперов, да? Про деньги, сучек и все такое. Но даже они пишутся искренне.

Скажу честно: меня, как женщину, которая жизнь положила, чтобы быть независимой, чтобы изменить патриархальные отношения в нашей стране, коробят эти истории про сучку, б...дь, телку и так далее. Обсценная лексика для многих мужчин — способ выразить любую мысль: да я его вы...ал, да он у меня сейчас на этом рэп-баттле отсосет… Это же продолжение патриархальных трендов нашего общества. Ты это делаешь осознанно? Почему такое отношение к женщинам?
Я же не рисую осознанно идею патриархата. Я в принципе ее не несу. Если только случайно, именно неосознанно. Но ты же не можешь отрицать, что есть женщины, а есть б...ди?

«Рэперы СНГ — это народ доморощенный, задроты. Откуда они брались? Я сам задрот, я сидел за компом, писал музыку. Девяносто девять процентов русских рэперов —
мальчики из-за компьютеров».

Давай определимся с понятиями — что есть б...дь?
Женщина, в которой есть вульгарность. Женщина, имеющая беспорядочные половые, моральные, любые связи.

Хорошо. А как называется, на твой взгляд, мужчина, имеющий беспорядочные половые связи?
Я не слышал такого слова.

Вот. Тебе не кажется, что это глобальная несправедливость?
Ну не я же это придумал!

Но ты певец поколения. Мы живем в XXI веке, и я не понимаю, почему до сих пор беспорядочные половые связи у женщин воспринимаются как нечто неправильное. Ну если ей хочется трахаться каждый день с разными — это же ее право?
Бесспорно.

Почему она б...дь при этом? А мужчина при этом бабник и крутой мачо?
Я не сказал, что считаю, что мужик при этом бабник и крутой мачо.

Так считается в народе.
Но я же не придумывал все это за народ. Я говорю на понятном ему языке, и, возможно, я сам хотел бы какие-то понятия изменить. Но так повелось, что мужикам не придумали такого слова почему-то.

Значит, не надо петь о б...дях. Или называть их «женщины, которые любят секс».
Ну есть же действительно б...ди ментальные. Она может не спать с кем попало, но б...дью являться.

Но это могут быть и мужчины, и женщины.
Так я не говорю, что все женщины такие. Я ведь везде заявляю, что есть женщины, а есть такие вот плохие существа. И женщин я люблю, уважаю и ценю.

Ты сам себя считаешь распутным мужчиной?
Да нет.

То есть ты верный человек?
Я одиночка. У меня нет личной жизни.

У тебя была большая любовь?
Ну, в юности, конечно.

Сейчас нет?
Нет. Трудно очень с этим.

Почему?
Я придирчивый. Мне самому с собой тяжело. Я не вижу человека, который будет со мной до конца жизни.

Но у тебя вот есть и песня про любовь, это такая тема, которая у тебя проскакивает в творчестве.
Конечно.

А если тебя это на данном этапе жизни не интересует, почему ты к этой теме возвращаешься?
А я на данном этапе как раз не пишу песни про женщин, про любовь. Сейчас я готовлю альбом, который в ноябре выйдет, двойной. Там ни одной песни ни на ту тему, ни на эту. То есть либо социалка, либо мои личные проблемы, самокопание.

Социалка — ты что имеешь в виду?
Маленькие истории. Я такой поселок построил, можно сказать. Выдергиваю из контекста ситуации и говорю: ты такой-то, сякой, ты вырос так, потому что у тебя дядя алкаш, и все в таком духе. Читаю песню, как будто рассказываю человеку его путь. Я беру людей разных, которых видел, которые есть у меня в семье. Где-то себя. И просто пишу о них как о героях, о посторонних людях.

Разные темы: зачем люди берут кредиты, когда им нечего есть? Когда этот бум пошел на кредиты, все начали их набирать — мои родители, дяди, тети… Я ох...евал, прости за выражение, потому что людям нечего есть, а они берут плоский телек и думают, что все стало хорошо. Типа, смотрите, у нас хороший телевизор, у нас еще что-то. Типа, смотрите — мы зажили хорошо. А ни хрена вы не зажили хорошо, вы залезли в долги! И никто, ни один человек это не осознает. И я пишу о таких вещах из детства, которые видел. Глупости бедных людей, можно сказать. В то же время я оправдываю беспризорников каких-то. Не то что оправдываю, а пытаюсь объяснить, почему бедные долбо...бы стали бедными долбо...бами.


Ты считаешь, что бедные долбо...бы сами виноваты…
Не всегда. Я считаю, все по справедливости. Есть такие люди — и есть другие. Есть обиженные, а есть те, которые сами себя обидели.


По-твоему, в целом мир справедлив?
Да. В целом — да.

 

 

Мир, в котором был Гитлер, в котором был Сталин, в котором было столько войн…
А что если бы их не было? Если бы не было Гитлера, Сталина? Переизбыток людей как минимум. Люди друг друга съели бы просто, это же естественный ход событий. Конечно, я такие мысли никогда не буду транслировать с трибуны, это все слишком сложные и неоднозначные вещи, чтобы о них говорить поверхностно. Мы в первую очередь млекопитающие. Работает пищевая цепь. Элементарно: выживают сильные. Это все печальный пи...ец, я понимаю. Я много чего насмотрелся. У моего друга мама умерла в скорой, потому что денег не заплатили вовремя. Врачам по...ать, что они давали клятву Гиппократа. Они возле дома ее в скорой оставили с аппендицитом. Но что с этим делать? Ты либо приспосабливаешься, либо нет. За нас же никто не подумает, не решит.

Как же приспособиться?
А кто его знает?

Есть компромиссы, на которые ты не готов идти? Станешь за большие деньги выступать перед жующей публикой? Или рекламировать какое-то говно за хорошее бабло?
По ситуации. Заранее не говорю, что мы делаем или не делаем. Если корпоратив, я должен понять, какой корпоратив. День рождения детей, или выпускной, или свадьба… На свадьбу точно не поеду! А вообще, нет, все зависит от настроения в момент принятия решений!

Сейчас политический год, рэп моден у молодежи, и весь этот хайп баттлов… Кто-нибудь умный решит — давайте их подтянем. Ты готов свой капитал как-то в политику преобразовать?
Нет, не хочу в это лезть ни за что.

Почему?
Ну зачем? Я ремесленник и понимаю, что у меня своя работа и свои краткосрочные и долгосрочные планы на определенные суммы на какие-то проекты. Я понимаю, что у меня есть бабки и они будут, если я буду хорошо работать.

Ну это же не только про бабки. Вот все не любят творчество Тимати, но он крутой чувак: пришел и сказал, что главный рэпер — это он. При этом из реальных рэперов никто его за своего не считает, но это не имеет значения, он сам нацепил этот костюм. Ты так не хотел бы? Представляешь, Скриптонит — главный парень про рэп…
У меня ведь другой инструмент в руках. Я музыкант, я знаю, что я могу, чего хочу и как к этому прийти. Зачем? Я ж вообще не рэпер, если по понятиям. Мне повезло, что я из Казахстана, мало общался с русскими рэперами, и я их не перевариваю. Потому что в принципе рэп в СНГ, рэперы — это народ доморощенный, задроты. Откуда они брались? Я сам задрот, я сидел за компом, писал музыку. Девяносто девять процентов русских рэперов — мальчики из-за компьютеров.

Слушай, я музыкант, я за бабками пришел. Я знаю, за какими бабками, каких людей эти бабки. Притом что я не как Тиман. Тиман — за всеми бабками. Я за бабками тех людей, которым действительно нравится моя музыка, которые хотят за нее платить. То есть я им даю возможность просто оправданно это делать, качеством своей музыки. И все.

В начале интервью ты сказал, что есть два-три человека, которые стояли у истоков, а дальше все приперлись. Кто эти два-три человека?
Фараон, я, Oxxxymiron, еще ATL.

Сейчас всплеск интереса к рэп-баттлам. Люди, которых не заподозришь в подобных пристрастиях, смотрят «Oxxxymiron VS Гнойный». Почему это вызвало такой хайп?
Потому что Oxxxymiron, во‑первых. Oxxxymiron — это изначально такой Эминемчик русский. Музыка детей, обиженных родителями и школой.

Oxxxymiron косит под Эминема?

Изначально косил стопудово. Не знаю, косит ли сейчас. Но это же действительно подача такая: взрослый мужик, с баттлов пришел, бодался что-то, х...есосил других мужиков в подвале где-то долго. Поднялся только на х...ях и мамах, грубо говоря, извини меня. И вот он приходит, начинает брызгать слюной и о чем-то кричать. У него ужасная манера звучания. Речь такая твердая, угловатая, неудобная. Я терпеть не могу такую речь, слишком правильную, разговоры трудные, она немузыкальна. Я приветствую такое в прозе.

Кто победил, на твой взгляд?
Конечно, Гнойный. Это вообще безоговорочно.

Но смыслово Oxxxymiron был на голову выше. Это превращение баттлов в поэзию, а не просто в х...есосание.
Зачем это превращать в поэзию, когда это отдельный подвид, поджанр? Зачем из одних людей делать других? Эти обезьяны в своей клетке привыкли жить так.

Но ведь людей же надо подтягивать на свой уровень, а не опускаться до их?
Нет. Я считаю, это немножко не уровневая история…

Ну негры в Америке были рабами. Потом пришел Мартин Лютер Кинг и сказал: ребята, мы больше не рабы, мы свободные люди, у нас есть права. По сути дела, ты приходишь в место, где все друг друга на х...ях вертели, и говоришь: ребята, с этого момента давайте немножко про Гумилева и Маяковского.
Мартин Лютер Кинг пришел, дал права, а что с черными произошло? Все то же самое осталось.

Неправда.
Те, кто хочет остаться обезьяной, ей и останутся. Это касается любой нации. Я шучу и утрирую, ты же понимаешь, но суть такая.

Все, п…ц. Я скажу твоему агенту, что не вырежу это. Потом не просите.
Ты понимаешь, что я хочу сказать?

Объясни.
Я к тому, что элементарно есть Кендрик Ламар, который читал и говорил о том, что черные сами во многом виноваты в насилии, так как сами ведут себя некорректно. Если черный попадает в белый район, с ним ничего не случится. А если белый попадет в черный район — ему п...да. Им дали права, все дела. Но это как раз та же история, что им, видимо, нравится жить вот так.

Вернемся к баттлу. Ты считаешь, что слом правил в этом случае — это не есть хорошо. Что надо не возвеличивать человека, а играть по тем правилам, которые были заданы.
Я думаю, что никто этого не хотел. Нарисовался один Мирошка, со своими претензиями оксфордовскими. Причем это все очень раздуто. Я не вижу в нем высокоинтеллектуального человека. Не вижу персонажа, который нес бы интересный месседж. Это человек, которому нечего сказать. Как и большинству рэперов, которые начинают заумную х...ню нести. Приходится выдумывать все эти истории. Когда тебе есть что сказать, ты говоришь о своем, о наболевшем.

Твоя мечта глобальная, большая — что это?
У меня нет мечты. Есть цели краткосрочные, долгосрочные, а мечты нет.

Есть у тебя цель, например, выйти на международный рынок? Или захватить Россию своей музыкой?
Нет, в России уже не так интересно. Я хочу выйти на мир как продюсер. Хочу продюсировать своих артистов. Хочу и их со временем на мир вывести. Выйти самому на мир не кажется таким заоблачным. Тяжело, но реально. А вот если еще кого-то из России вытащить на мир, это было бы реально круто.

«Я не вижу в Oxxxymiron высокоинтеллектуального человека. Не вижу в нем персонажа, который нес бы интересный месседж. Это человек, которому нечего сказать просто. Когда тебе есть что сказать, ты говоришь о своем, о наболевшем».

На фото выше: сорочка, брюки и кеды, все Louis Vuitton; пальто из меха, Helen Yarmak; цепь — собственность героя

 

Текст: Ксения Собчак
Фото: Дима Черный
Стиль: Татьяна Семенькова

Похожие статьи

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ