Как наказывать тех, кого мы воспитываем?
Как порой хотелось бы согласиться с профессором Преображенским, который утверждал в фильме «Собачье сердце»: на любое живое существо можно «воздействовать только внушением». Тем не менее, все родители так или иначе наказывают в воспитательных целях детей, которые их не слушаются. Какого рода наказания допустимы – это отдельный педагогическо-психологический вопрос, причём открытый. Однако насчёт принципов, которыми следует руководствоваться при исполнении наказаний, в основном все сходятся. Во многом они напоминают действующие юридические принципы. Назовем основные:
1. Наказание должно быть соразмерно преступлению. Нельзя дважды наказывать за одно и то же - точно как в Конституции России;
2. Наказание должно быть соразмерно возрасту. Меры, допустимые в обращении с малышами, для подростков могут быть бесполезны (а могут и глубоко унизить);
3. Ребёнок должен знать правила заранее и понимать, за что его наказывают. Следствие – санкции должны следовать немедленно, как только вы узнали о проступке;
4. Не нужно устраивать ребенку прилюдную головомойку. Это унизительно;
5. Все члены семьи должны быть солидарны в оценке поступков ребенка;
6. Подавайте хороший пример. Если вы сами совершаете всё то, за что наказываете, воспитательная ценность наказаний обесценится вместе с вашим авторитетом;
7. Наконец, должно быть и положительное подкрепление достойных поступков. Иначе говоря, пряник (наряду с кнутом).
Желаем вам поменьше кого-либо наказывать!